Научно доказано, что цвет оказывает чуть ли не ключевое влияние на восприятие объекта человеком. Из всего существующего спектра красок одним из самых сильных считаются синие оттенки.
Они благоприятно воздействуют на психику и даже положительно сказываются на работе некоторых органов. Дальше я расскажу, как синий цвет ментально влияет на человека, и как эти знания можно использовать в маркетинге.
Что значит синий цвет?
Слово «синий» присутствует в каждом языке. У большинства народов он ассоциируется с небом и водой. Но жители северных регионов нередко проводят параллели этого оттенка с холодом. Вы могли слышать такие выражения: «синий иней», «синий лед» и тому подобные. На иностранные языки переводится цвет как blue, bleue, blaue и прочие созвучные слова.
Интересно, что такое же название будет и у голубого. Ведь отдельного определения этого оттенка в том же английском языке не существует. Так цвет «blue» одновременно обозначает и глубокий синий, и голубой. Более того, во многих странах вообще нет разделения на эти оттенки.
Интересное отношение к синему цвету сложилось у азиатов. Они плохо воспринимают цвета холодной гаммы. Поэтому не то, чтобы путают, но не видят особой разницы между синим, голубым и зеленым.
Например, китайцы в древности считали их взаимозаменяемыми. Зеленый у них воспринимался продолжением синего. В Японии зеленый и голубой имеют одинаковое произношение.
Синий является одним из основных цветов спектра. У него существует 180 разных оттенков. Глубокий синий цвет входит в состав так называемой RGB-модели (название – это аббревиатура от первых букв ключевых оттенков спектра – Red, Green, Blue). Смешивая эти краски, можно получить всю цветовую палитру, включая белый и черный цвета. После синего в спектре идет невидимое человеку ультрафиолетовое излучение.
Интересно! Синие цвета находятся на спектральной границе и передаются короткими волнами. Из-за этой особенности оттенка люди, страдающие дальтонизмом, сохраняют способность его воспринимать (в отличие от красного и зеленого).
Что означает синий цвет в психологии?
У психологов сложилось двоякое отношение к этому цвету. Однозначно его трактовать невозможно, здесь важен оттенок. В зависимости от него синий может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Какие положительные эмоции вызывает синий:
- возвышенность;
- терпеливость;
- стремление к обучению;
- рассудительность;
- умиротворение.
Негативное влияние цвета проявляется в случае «перенасыщения» ним. Отрицательные эмоции, которые может вызвать синий:
- беспечность, потеря реальности;
- консерватизм, сопротивление изменениям;
- фанатизм;
- депрессивность;
- беспокойство и фобия.
Заметили контраст? Они как бы становятся следствием перебора положительных эмоций. Это подтверждают и наблюдения психологов, которые зафиксировали, что именно темно-синий или его глубокие оттенки могут вызывать негативные реакции у человека.
Наглядно проиллюстрирую, как меняется значение синего цвета из-за разных оттенков:
- темно-синий – угнетение и тревога;
- темно-бирюзовый – зависимость от мнения окружающих;
- бирюзовый – целеустремленность, уверенность в себе и собственной значимости;
- голубой – снятие напряжения, успокоение;
- светло-голубой – легкость и спокойствие.
С тем, как рассматривается синий цвет в психологии, разобрались. Теперь перейду к тому, что же делает его привлекательным для людей.
Почему тянет к синему цвету?
Натуральный синий цвет – самый редкий в природе. Люди еще с древних времен стремились создать его искусственно. Первый удачный опыт был у египтян. Ультрамарин им удалось получить путем смешивания песка, известняка, малахита, яичного белка и азурита. Краска была очень дорогой.
В большинстве стран древности, да и в средние века ее разрешалось использовать только представителям сильных мира сего. К счастью, сейчас она доступна каждому.
Одной из основных причин, почему людей привлекает синий цвет – это ассоциации, которые он вызывает. Он помогает избавиться от перенапряжения, снижает уровень стресса, способствует расширению мировоззрения.
Теперь расскажу, что означает синий цвет в одежде. Надевая его, вы неосознанно транслируете окружающим именно эти эмоции:
- стабильность;
- профессионализм;
- дружелюбие;
- серьезность;
- надежность.
Надевая одежду этой палитры, вы подчеркиваете свой интеллект, сдержанность и высокие моральные принципы. Следовательно, становитесь приятным собеседником для людей, которые ценят эти качества.
Что символизирует синий цвет в интерьере:
- безмятежность;
- честность;
- предчувствие событий;
- верность;
- спокойствие.

Как синий цвет влияет на человека?
Научно доказано, что синий не ограничивается влиянием на эмоциональный фон человека. Его воздействие на организм намного шире. Приведу примеры его воздействия:
- снижает кровяное давление;
- замедляет пульс;
- сокращает частоту дыхания;
- обостряет ощущение холода;
- снижает болевые ощущения;
- подавляет чувство голода и снижает аппетит;
- улучшает концентрацию внимания;
- повышает интеллектуальную работоспособность;
- подавляет мышечную деятельность.
Хотя в целом синий оказывает положительное влияние на организм, современный человек зачастую испытывает перенасыщение ним. Всему виной мониторы телевизоров, компьютеров и телефонов, которые являются искусственным источником этого оттенка. В результате биологические часы сбиваются и у человека появляются проблемы со сном.
Также цвет синий влияет на выработку гормона, регулирующего сон – мелатонин. Он способствует поддержанию его баланса, из-за чего человек в дневное время сохраняет высокую работоспособность, а ночью быстро и крепко засыпает.
Использование синего цвета в маркетинге
Синий цвет передает широкий спектр эмоций. Его любят и мужчины, и женщины. По статистике именно его предпочитают 40% всего населения мира. Поэтому оттенки синего цвета часто используют в брендинге, айдентике и маркетинге.
Считается, что он формирует у клиентов чувство доверия и безмятежности. Поэтому его часто применят в своих логотипах компании, позиционирующие себя как надежные партнеры. Они стремятся «зацепить» клиентов стабильностью и склонить их к длительному сотрудничеству. Оттенок не вызывает какой-то сильной реакции и не несет побуждения к действию. Добиться с его помощью от аудитории спонтанных покупок невозможно.
Выбирая эти оттенки для своего бренда, не забывайте об особенностях менталитета потенциальных потребителей. Если ваша торговая марка еще не раскручена, но вы планируете выйти с ней на рынки Китая или Латинской Америки, от синего лучше отказаться. В этих регионах синий цвет значение имеет в корне другое, он символизирует траур.
Ниже я перечислил примеры сфер, где чаще всего можно встретить синий цвет в брендах компаний. Конечно, из любого правила есть исключение, но явная тенденция прослеживается.
Производители родниковой, минеральной и газированной воды (Эдельвейс, Borjomi, Аква Минерале).

Производители бытовой химии и средств гигиены (Gillette, Nivea, Oral-B, Unilever, Finish, Head&Shoulders).

Разработчики социальных сетей (Facebook, Twitter, Skype, Mail, ВКонтакте, Telegram).

Финансовые компании (Visa, American Express, Bank of America, PayPal).

Цифровые корпорации (IBM, Intel, HP, Samsung, Nokia).

Машиностроение (Ford, General Motors, Lifan, Volvo, Boeing).

Российские компании тоже активно эксплуатируют синий цвет. В числе самых известных я бы назвал Газпром, Первый телеканал, Почта России, Аэрофлот.
Как комбинировать с другими оттенками
В маркетинге классическим считается сочетание синего и белого. Именно эта комбинация дает наибольшую эффективность. Вместе с тем она остается статичной и не дает никаких толчков для расширения рамок сотрудничества или совершения спонтанных покупок.
Плюс ко всему сочетание синий/белый уже используют многие компании. Поэтому выделиться с ним из общей массы крайне сложно.
Это понимают и маркетологи, разбавляя синеву брендов и логотипов дополнительными красками. Ниже я привел схему психологии цвета.

Исходя из приведенной схемы следует, что наиболее удачными компаньонами для синего могут стать черные, серые, белые, красные, фиолетовые, бежевые и зеленые оттенки.
Приведу пару примеров, как можно обыграть и чем дополнить синий цвет.
Вариант 1. Сочетайте его с ярко-красным. Таким приемом воспользовались Pepsi, NBA, Red Bull, Mobil. Оформленные в этих тонах логотипы привлекают внимание на фоне сине-белых конкурентов. Играйте с пропорциями. В зависимости от того, какие цели вы преследуете, уменьшайте или увеличивайте количество красного.
Например, если нужно привлечь внимание потенциального покупателя к дорогому, но надежному товару, делайте акцент на синем. Если основная задача удивить и встряхнуть клиента – отдавайте приоритет красному.
Вариант 2. Хороший эффект дают тона, находящиеся на стыке синего и зеленого. Сейчас в тренде мятный цвет. Он ассоциируется со свежестью, чистотой, легкостью. Его удачно дополняют белый и бежевые тона. Оттенок (в отличие от классического синего) подойдет производителям продуктов питания, а также бытовой химии, косметики, одежды, ювелирных украшений.
Вариант 3. Темно-синий цвет тоже можно применять в брендинге. Но актуален он в большинстве случаев для продукции премиум-класса. Чтобы тон не вызывал уныния, а подчеркивал элитарность и высокий класс, его дополняют серебристым или золотистым обрамлением.
Плюсы и минусы использования синего цвета в маркетинге
Синий цвет популярен во всем мире и считается самым нейтральным для восприятия. Тем не менее и у него есть свои недостатки, которые стоит учитывать. Вот самые значимые из них:
- Приходится контролировать насыщенность и количество синего цвета, ведь его переизбыток может привести к негативному восприятию.
- Необходимо четко регулировать насыщенность оттенка. У синего есть определенная специфика. Одинаковый его оттенок будет по-разному отображаться на бумажных и цифровых носителях. Это происходит из-за того, что при печати применяется схема CMYK, а в электронном формате – RGB. В итоге на бумаге конечный вариант логотипа может казаться темнее на несколько тонов.
- Оттенок в маркетинге стал заезженным. Поэтому придется искать его выигрышные и интересные комбинации с другими цветами и декоративными элементами.
- Синий – это спокойствие и монотонность. Он не способен вызывать никаких импульсов и спонтанных действий.
- Цвет имеет ряд ограничений в сферах применения. Я бы не советовал использовать его в дизайне кафе и спортивных помещений. Синий замедляет метаболические процессы в организме, из-за чего снижается аппетит и подавляется мышечная деятельность.
Но у синего есть и существенные преимущества, которыми стоит воспользоваться. К сильным сторонам синего можно отнести следующие:
- Синий – цвет интеллекта. Это идеальный вариант для оформления офисов, кабинетов и учебных классов. Он поможет повысить работоспособность, позволит успешнее справляться с монотонными заданиями.
- Фон этого оттенка расслабляет глаза. Это будет на руку разработчикам сайтов и приложений.
- Универсальность. У него почти нет ограничений. Даже в той же спортивной индустрии он будет идеальным вариантом для оформления бассейнов и аквапарков.
- Не имеет гендерных ограничений. Одинаково хорошо воспринимается мужчинами и женщинами.
- Не вызывает отторжения. На синий цвет в логотипах положительно реагируют даже те люди, кто в общем-то его не любит.
Ну и не стоит забывать о субъективности восприятия. В статье я упомянул лишь об общих тенденциях. Ну а то, как синий будет воздействовать на конкретного потребителя, спрогнозировать сложно.
Теперь вы знаете все о психологии синего цвета и сможете грамотно его использовать в разных сферах. Если у вас остались вопросы или вы знаете что-то еще интересное о синем – пишите в комментариях. Буду очень рад!