Чем занимается отдел маркетинга

Когда перед компанией встает вопрос: «Как повысить продажи?», необходимо привлечение новых клиентов и партнеров. Для достижения этой цели нужна не просто реклама, а стратегия продвижения. Ее и разрабатывает отдел маркетинга. Рассказываю подробно о его структуре и функциях.

Что такое отдел маркетинга?

Отдел маркетинга — это подразделение компании, которое отвечает за взаимодействие с внешней средой (покупателями, партнерами, инвесторами, конкурентами).

В глобальном смысле подразделение формирует бренд и продвигает его, предлагает оптимальную цену продукта, опираясь на качество и затратность при производстве. А также выводит товар на рынок, обеспечивает его конкурентоспособность.

Важно!

Для крупных компаний отдел маркетинга необходим, в мелких организациях эти задачи решает руководитель и иногда его помощник – секретарь или администратор.

Чем занимается отдела маркетинга?

Основная цель – повысить продажи любыми законными путями.

Задачи отдела маркетинга:

  • анализ и мониторинг целевой аудитории и работы конкурентов;
  • планирование продвижения товара или услуги;
  • формирование ценовой и ассортиментной политики;
  • запуск рекламных кампаний;
  • создание контента, продвигающего продукт на рынке;
  • мониторинг конверсии рекламных акций и продвижения;
  • сбор и обработка информации по обратной связи от целевой аудитории;
  • коррекция маркетинговой стратегии;
  • поиск новых каналов для сбыта и привлечения целевой аудитории;
  • новые идеи для развития предприятия.

На основе поставленных задач определяются функции маркетингового подразделения. Они могут различаться в компаниях, что определяется размером предприятия и принятой бизнес-моделью. Однако, основные функции отделов в организациях разной направленности схожи.

Основные функции отдела маркетинга

Маркетинговое подразделение выполняет следующие функции: аналитическую, производственную, сбытовую, управляющую.

Рассказываю подробнее, чем занимается маркетинг в рамках каждой функции.

Аналитическая

Включает изучение рынка в комплексе и анализ результатов маркетинговой деятельности. В отделе маркетинга проводят исследования и изучают основные показатели рынка, оценивают конкурентоспособность будущей продукции, определяют стратегию внедрения на рынок товара или услуги с учетом ключевых факторов, которые должны принести положительный результат.

По завершении мероприятий по внедрению продукции на рынок анализируют исход: оценивают результативность кампании, изменение имиджа предприятия с внедрением продукции, определяют эффективность ценовой, товарной, сбытовой политики.

Производственная

Включает разработку стратегии по внедрению новой продукции или расширению ассортимента, опираясь на данные о конкурентоспособности будущего товара или услуги. На основе анализа целевой аудитории разрабатываются рекомендации по ценовой политике.

Сбытовая

Работает в зависимости от направленности компании и ее бизнес-модели. Тут определяются каналы сбыта и прогнозируется его объем, разрабатывается формула оптимальных условий для реализации.

Самую большую работу в рамках этой функции занимает продвижение продукции. Отдел маркетинга налаживает коммуникацию между подразделениями для достижения общей цели, разрабатывает и делегирует проведение рекламных кампаний в СМИ, соцсетях и взаимодействует с покупателями напрямую.

Маркетологи прорабатывают системы лояльности к клиентам и поощрения отличившихся сотрудников. Все эти действия направлены не только на увеличение продаж, но и на формирование положительного имиджа предприятия. И, разумеется, все действия подвергаются периодическому анализу на эффективность.

Для информации!

Отдел маркетинга разрабатывает политику обслуживания клиентов, собирает и анализирует обратную связь со всех источников (сайт компании, группы в соцсетях, чат-боты, отзывы и другие).

Управляющая

Маркетологи разрабатывают стратегический план и комплекс маркетинговых мероприятий на следующий период, доносят его до других сотрудников на планерках, совещаниях и встречах.

В больших компаниях все функции распределены между специалистами, в маленьких за отдельную плату обязанности могут вменять штатным сотрудникам. Иногда в небольших организациях привлекают сторонних специалистов. От этого зависит вид маркетинга.

Какие бывают виды маркетинга?

В крупных компаниях, как правило, есть своя служба и штат маркетологов. Собственный отдел маркетинга хорош тем, что позволяет легко наладить координацию всех подразделений. Руководитель легко отслеживает результативность работы.

В маленьких компаниях, чаще всего, прибегают к аутсорсингу, то есть нанимают сторонние организации для продвижения. Это позволяет эффективно планировать бюджет и получать нужный результат.

Руководитель заключает договор с профильными специалистами, которые выполняют необходимую работу. Плюс такой системы в том, что при неудовлетворительном результате всегда можно заключить договор с другой более профессиональной компанией.

Важно!

В небольших организациях к продвижению привлекают непрофильных сотрудников – они выполняют функции маркетологов. Качество работы зависит от их компетентности.

Структура отдела маркетинга

Менеджер по маркетингу – это специалист, отвечающий за планирование, разработку, реализацию и мониторинг маркетинговых стратегий организации с целью привлечения и удержания клиентов, повышения узнаваемости бренда и максимизации прибыли.

Что делает менеджер по маркетингу

Специалист привлекает новых клиентов или покупателей и разрабатывает систему лояльности для удержания старых.

Менеджер по маркетингу:

  • изучает потребительское поведение, экономическую ситуацию на рынке, деятельность конкурентов;
  • работает с целевой аудиторией, определяет потребности потребителей, отслеживает отзывы, жалобы, комментарии о товаре или компании, разрабатывает анкеты для получения обратной связи от клиентов;
  • разрабатывает общую стратегию продвижения, подготавливает торговые предложения на основе сформированного конкурентного преимущества;
  • продвигает бренд, повышает его узнаваемость;
  • ведет отчетную документацию.
В штате может быть несколько менеджеров по маркетингу, каждый из них работает в определенном направлении.

Кто еще работает в отделе маркетинга

Структура маркетинга подразумевает иерархию. За качество работы всего отдела отвечает директор по маркетингу. Он планирует, координирует и контролирует его деятельность.

В большой организации весь функционал распределяется между несколькими подразделениями. Их руководители находятся в подчинении директору по маркетингу.

Руководители отделов собирают статистику и обеспечивают работу в своем подразделении.

В штат входят:

  • бренд-менеджеры;
  • дизайнеры;
  • аналитики;
  • копирайтеры;
  • программисты;
  • менеджеры по расширению ассортимента продукции;
  • менеджеры по рекламе;
  • менеджеры по региональной рекламе (при выпуске товара на региональный рынок).

Это неполный список специалистов. Сюда могут входить также бухгалтеры, менеджеры по связям с общественностью, группа специалистов по реагированию на отзывы и другие.

Как отдел маркетинга и рекламы взаимодействует с другими подразделениями?

Для эффективности продвижения продукции такое взаимодействие необходимо. Залогом качественной работы является налаженная связь с юридическим отделом. Именно он занимается составлением договоров, оформлением претензий заказчиков или покупателей, регистрацией торговых марок, получением патентов на продукцию и так далее.

Взаимодействие с финансовым отделом проходит на уровне расчетов выгод от продаж, издержек производства. Экономисты рассчитывают расходы на продвижение, на рекламные кампании, затраты на их проведение.

Представим ситуацию, что требуется реклама сырокопченой колбасы. Необходимо устроить дегустацию в торговом центре. Финансовый отдел должен заложить расходы на аренду места, зарплату промоутера, затраты на продукты для дегустации и другое. Несвоевременная коммуникация двух отделов срывает кампанию.

Такая связь подразделений позволяет отслеживать эффективность маркетинговой службы, так как ее основная задача – обеспечение прибыли организации.

Коммерческий отдел ожидает от маркетингового своевременного информирования о заключенных договорах, исследованиях по планам продаж, поставке составляющих для вывода нового продукта на рынок. Иначе также может случиться коллапс.

Вы помните, что основная цель маркетинга – повышение продаж. Здесь маркетинговый отдел тесно связан со сбытовым. Маркетологи изыскивают новые пути продаж, а сбытовой отдел их реализует.

Кроме того, маркетологи планируют акции типа «дня открытых дверей» или демонстрации продукции, к которому отдел сбыта должен быть готов. Также маркетологи могут планировать сбыт на рынки за рубеж. Здесь поставки могут оказаться нереальными из-за отсутствия продукта.

Или представьте ситуацию, когда необходимо организовать выездную акцию с демонстрацией новой продукции, а сбытовая служба не готова. Это может произойти по халатности как маркетологов, так и сбытовиков.

Чтобы все работало, как часы, нужно налаживать коммуникацию между отделами.

Важно!

Если маркетологи не проработали юридическое сопровождение товара или услуги, они просто не выйдут на рынок.

Как проверить эффективность маркетингового отдела?

Специалисты склоняются к тому, что оценить эффективность маркетинговой политики сложно, так как объем продаж напрямую зависит не только от маркетологов.

Существует несколько критериев, по которым определяется качество работы специалистов:

  • рост продаж и расширение базы постоянных клиентов;
  • увеличение числа обращений;
  • рост заинтересованных подписчиков в соцсетях;
  • степень узнаваемости бренда;
  • повышение позиции сайта в поисковой выдаче.
КПД маркетингового отдела также определяется по решению поставленных задач. От маркетинговой стратегии зависит направление работы, а ее периодический анализ позволяет сделать выводы.

Отдел маркетинга и рекламы обеспечивает реализацию товаров и услуг на рынке путем их продвижения разными способами. Здесь задействованы специалисты всех направлений.

Аналитики проводят статистические исследования, веб-дизайнеры и программисты обеспечивают удобство использования сайта компании, копирайтеры заполняют его полезной информацией, рекламщики организуют акции и демонстрацию продукта.

Но не стоит полагать, что все так просто. Продвижение товара может затрудняться некоторыми факторами. Всегда есть вероятность наткнуться на нелояльного клиента или нерадивого и безответственного поставщика. Тогда, несмотря на все усилия маркетингового отдела, спрос может быть снижен. Ну и конкуренцию никто не отменял.

Теперь вы знаете, что такое отдел маркетинга и в чем состоит его работа.

Если остались вопросы — пишите их в комментариях.