За последние несколько лет в России почти вдвое выросло число онлайн-покупателей. Значительное влияние на это оказала пандемия. Рынок адаптируется, возникают новые способы заявить о себе.
В статье рассказываю про важные аспекты, которые влияют на продвижение и привлечение внимания аудитории. Показываю, как комплексный подход, качественный контент и постоянный анализ результатов приводят к достижению профессиональных вершин.
Что такое продвижение бизнеса?
Продвижение бизнеса – это широкий маркетинговый термин. Он включает в себя методы, которые компании используют для распространения информации о продуктах, услугах, мероприятиях и брендах.
Некоторые маркетинговые команды используют термины «продвижение» и «реклама», однако они не взаимозаменяемы.
Реклама – это вид маркетинговой активности. Это одно действие, которое вы совершаете для популяризации продукта или услуги. Реклама относится к контролируемым и платным сообщениям в СМИ. В то время как продвижение – это сумма усилий, которые компания предпринимает для того, чтобы как можно больше потребителей узнали о продуктах и услугах.
Цели и функции продвижения
Основными целями раскрутки является укрепление рыночной позиции компании, увеличение спроса на продукт, а также поиск новых покупателей. Хорошо продуманная стратегия маркетинга позволяет построить крепкие доверительные взаимоотношения с целевой аудиторией и поддерживать ее интерес.
Продвижение выступает двигателем любого бизнеса. Чтобы понять, как это работает, назову основные функции раскрутки:
- Позиционирование бренда – выстраивание нужного образа компании в глазах клиента.
- Распространение информации с помощью рекламной раскрутки. Так, потребители узнают о выгодах, акциях и бонусах.
- Сарафанное радио.
- Увеличение лояльности клиентов.
- Борьба с возражениями с помощью повышения осведомленности.
Чтобы стимулировать покупать, продумайте стратегию пиара, выберите каналы продвижения и составьте план действий.
Далее разберу задачи, которые решает раскрутка. Они могут быть следующие:
- рассылка информации для коммуникации с клиентами;
- конвертация лидов в покупателей благодаря борьбе с возражениями;
- напоминание о компании, что повышает конкурентоспособность.
Расскажу про маркетинговую коммуникацию и с чего стоит начинать.
Что нужно сделать перед продвижением?
Подготовка к пиару – важный этап, который я не советую пропускать. Он определяет задачи и ожидания от рекламы. Перед запуском продвижения решите такие вопросы:
- Определитесь с целью рекламы.
- Изучите портрет целевой аудитории.
- Выстроите бизнес-процессы.
Цель определяет способы, как раскрутить компанию. Это может быть увеличение продаж или среднего чека покупки, привлечение новых покупателей на сайт или в магазин, повышение лояльности к бренду, увеличение числа подписчиков в социальных сетях.
Изучение целевой аудитории поможет понять желания и потребности покупателей и как их проще найти. Настройка бизнес-процессов состоит в том, чтобы не возникало проблем с исполнением услуги или доставкой продукта. Это одно из главных правил продвижения.
Разработка стратегии продвижения проекта на практике выглядит следующим образом. Начните с аналитики, а именно: оценки позиции бизнеса на рынке и в своей отрасли, анализа внешних факторов, конкурентов, исследования потенциальных клиентов, SWOT-анализа. Уделите внимание оценке продуктовой линейки, формированию будущих целей для бизнеса.
Далее приступайте к внедрению полученных данных на практике. Разработайте план раскрутки бизнеса:
- Выясните преимущества своего бизнеса. Это важно для позиционирования фирмы на рынке.
- Выберите стратегию для разных сегментов аудитории. Сократите лишние расходы на неприоритетные группы.
- Используйте в планировании элементы системы: продукт, цена, место и продвижение.
- При разработке продукта учитывайте его оформление, стиль, обслуживание. Для параметра «стоимость» необходимо правильное формирование, скидочные программы, условия доставки и кредитования.
Работа с точками продаж, логистика входит в раздел «место». В «продвижении» определяют, как взаимодействовать с аудиторией, какие маркетинговые инструменты использовать, как увеличить продажи.
На рынке вряд ли найдутся компаний, которые достигли стабильного успеха случайно. Рентабельный бизнес – это результат грамотного воплощения разработанной стратегии в жизнь.
Виды продвижения
Далее разбираю варианты раскрутки и их особенности. Современная маркетинговая теория выделяет четыре основных вида продвижения бизнеса.
Реклама. Ее отличие от других способов – это отсутствие личной коммуникации с покупателем. Цель рекламы бизнеса – донести информацию о продукте или услугах. Результат вы увидите при условии наличия спроса у покупателей.
Директ-маркетинг. Отличается личной коммуникацией с клиентами. Для этого не нужны фактические точки сбыта, продажа происходит в ходе переписки или разговора с покупателем. Тут особенно важен высокий уровень сервиса. Этот вид продвижения не требует больших финансовых вложений.
Пиар, пропаганда. Стимулирует спрос на услугу или продукт, привлекает внимание покупателя с помощью имиджевой информации о бренде. Для этого используют публикации, новости, выступления на мероприятиях, спонсорство.
Побуждение к покупке. Заключается в стимулировании покупателей участвовать в конкурсах, розыгрышах и акциях. Цель этого вида популяризации – увеличение продаж для клиентов, заключение большего количества сделок с деловыми партнерами, поощрение сотрудников компании конкурированием и премиями.
Помните, что для достижения результата нужно комбинировать все виды продвижения в маркетинге.
Чем выше конкуренция на рынке, тем больше стоит уделять внимание пиару, а не рекламе.
Какие методы продвижения существуют?
Методы продвижения бизнеса – это различные стратегии для захвата внимания, поиска новых покупателей, работа над имиджем компании. С их помощью достигаются цели маркетинга. Вот основные методы:
- реклама в печатных СМИ, на радио и телевидении;
- пиар-мероприятия;
- цифровой и сетевой маркетинг;
- таргетированная реклама;
- событийное продвижение;
- инфлюенс-маркетинг;
- скрытая и нативная реклама;
- личные продажи;
- повышение спроса (стимуляция сбыта);
- прямой маркетинг (рассылки, звонки, СМС);
- спонсорство.
На выбор метода раскрутки влияет формат продукта, портрет целевого потребителя, бюджет и цели. Эффективная стратегия строится из комбинации разных методов.
Продвижение компании онлайн и офлайн
С помощью этих стратегий можно продвигать бизнес онлайн и офлайн. Какие плюсы и минусы есть у каждого из этих способов? Плюсы офлайн-инструментов:
Обучение сотрудников. Повышение уровня знаний менеджеров на различных тренингах или курсах. Это способно поднять уровень продаж.
Сопутствующие товары. Вы можете предложить клиенту докупить к основному продукту дополнительный, тем самым увеличив свой доход.
Подарки. Небольшой презент значительно повышает лояльность покупателя и делает его постоянным.
Скидка на товар. Заниженная цена гарантированно привлечет тех, кто не прочь сэкономить.
Брендированные сувениры. Мелочи типа брелока или ручки станут не только приятным бонусом для покупателя, но и повысят узнаваемость. Приятные впечатления побуждают клиентов возвращаться.
Мероприятия. Экскурсии, мастер-классы, розыгрыши привлекают внимание, рассказывают о вашей деятельности, повышают доверие аудитории.
Кросс-маркетинг. Совместное продвижение. Например, продажа мобильного телефона с сим-картой определенного оператора.
Участие в ярмарках и выставках. Этот способ помогает заявить о себе на большую аудиторию, а также посмотреть на конкурентов.
Реклама в печатных изданиях. Также на радио и телевидении – гарантирует охват аудитории, эффективность. Из минусов – высокая стоимость данного вида рекламы.
Теперь предлагаю выяснить, какие способы рекламы существуют онлайн и какие из них лучше работают.
- Блог или сайт. Можно создать самостоятельно или с помощью конструктора онлайн. Второй вариант не требует больших вложений.
- Рекламный контент. Обязательно используйте полезную для читателя информацию, работайте в команде, делайте контент регулярно.
- SEO-продвижение. Позволяет продвигаться в интернете с помощью поисковых систем. Для этого сайт должен содержать набор ключевых запросов и фраз. Это высокоэффективный метод, но возможно потребует помощи специалистов.
- Реклама контекстная. Это размещение объявлений на сайтах, которые содержат ключевые запросы пользователей. Хорошо работает на целевых потребителях.
- Реклама медийная. Это видео, фото и графика со звуком. Главная цель – привлечение внимания покупателей визуальной составляющей.
- Email-рассылка. Метод, для которого понадобится база клиентов и их электронные адреса. Также можно использовать сервисы, которые настроят рассылку автоматически.
- Видеомаркетинг на площадке YouTube. Ролики могут содержать информацию о продуктах, услугах, производстве и так далее.
- Партнерские программы. Позволяют получить новых клиентов при подписке. Вы платите за привлеченных на сайт пользователей.
- Статьи на форумах. Или на специализированных площадках. Захватывают большую аудиторию клиентов.
- Работа над имиджем в сети. Сюда входит работа с отзывами потребителей, участие в обсуждениях в сообществах и на форумах, отслеживание конкурентов.
- Реклама в соцсетях. Подразумевает создание и ведение профилей компании, регулярное размещение публикаций, поиск и общение с подписчиками. Очень полезен в этом плане будет сервис Leadfeed.
Советы по рекламе бизнеса в 2024 году
Сегодня продвижение связано с определенными трудностями: стали недоступны многие рекламные каналы, клиенты меньше пользуются социальными сетями. На что стоит обратить внимание в 2024 году для достижения результата.
Холодные звонки уходят в прошлое. Их заменяют чат-боты и прогревы.
Ушли из России такие сервисы, как Google Ads, Tik Tok for Business. Перестала работать поисковая раскрутка Search Ads в AppStore, не настраивается реклама в YouTube.
Однако остались следующие сервисы. Инструменты для контекстной рекламы: реклама в Яндекс и Яндекс.Карты, Mail, 2GIS, Avito, Blizko, Tiu, Nado Info, IRR, Zoon, Flamp. Для SMM. И таргета: ВКонтакте, Mail, Одноклассники, Viber, WhatsApp, MyTarget, Телеграм, сайты. Все еще доступно сотрудничество с блогерами через мессенджеры, контентные и тематические площадки.
Реклама стала дороже. Проанализируйте, есть ли смысл вкладываться в нее. Например, раньше в Яндексе клик стоил в среднем 30 рублей, сейчас – в 10 раз дороже. Примерно в 4 – 5 раз подорожала реклама во ВКонтакте.
Реклама в СМИ продолжает работать. Однако такой вид продвижения сложно контролировать и оценить результат в цифрах. Также потребуется сразу выделить значительную сумму.
Обратите внимание на CPA-сети. Они выступают агрегатором между сайтом и рекламодателем. Этот инструмент приносит лидов, но с ним нужно разобраться. Если сможете научиться правильно фильтровать и находить нужные ресурсы, то эти каналы будут хорошо работать.
Тренды говорят о том, что в будущем алгоритмы рекламы будут важным элементом. Однако они не заменят специалистов, которые способны мыслить нестандартно, анализировать и принимать стратегические решения.
Сегодня нет способа, который бы делал продвижение идеальным и универсальным для любого бизнеса. Необходимо выбрать свои методы исходя из продукта и аудитории. И далее проведите анализ эффективности.
Офлайн-реклама хорошо продвигает те продукты, которые всем хорошо понятны. Для сложных продуктов она не подойдет. Здесь лучше будет работать демонстрация товара или услуги в действии. Онлайн-продвижение продукта больше подойдет тем, у кого есть сайт, интернет-магазин и активное ведение социальных сетей. Этот способ работает на разных продуктах.
Помните, что успех стратегии – это искусство нахождения баланса между традиционными и современными методами.
А какими способами вы пользуетесь для продвижения бизнеса? Делитесь своим опытом в комментариях. Ну а если остались ко мне вопросы – спрашивайте. Буду рад помочь!